• Идеальный подарок на рождество — говорящий попугай, знающий 3 языка: паскаль, вижуал бейсик и ассемблер.

Введение в Microsoft Small Basic. Дополнение

Дополнение  к материалу «Введение в Microsoft Small Basic».

Под словом «программирование» обычно понимается процесс создания программного обеспечения с использованием языков программирования. Подобно тому, как люди могут понимать английский, испанский или французский языки и разговаривать на них, компьютеры могут «понимать» программы, написанные на специальных языках. Эти языки и называются языками программирования. В самом начале компьютерной эры таких языков было немного, они были созданы инженерами «для себя» и не были достаточно просты для изучения и понимания, особенно сторонними людьми. Однако, по мере развития компьютеров и программ к ним языки программирования также начали быстро эволюционировать, становясь всё более сложными и… как ни странно, более удобными и понятными. Но понятными — всё рано для специалистов, а для людей, изначально не знакомых с программированием, эти языки все равно остаются недостаточно понятными. Фактически, для начинающих программистов наиболее удобны и понятны такие языки программирования, тексты программ на которых можно читать и понимать — желательно без комментариев. Иначе — сложность восприятия у многих начинающих программистов отбивает желание изучать или хотя бы попытаться понять программирование.

Язык программирования MS Small Basic предназначен для того, чтобы сделать обучение программированию предельно простым и доступным для новичков, чтобы при возможности, этот процесс еще и приносил удовольствие. Единственной сложностью на пути изучения Small Basic остается его англоязычность. То есть, несмотря на наличие русской справки, интерфейса, учебников и т.п., остается сам язык — его команды, а вот они — являются словами или сокращениями английского языка и могут быть адекватно восприняты только людьми, знающими в достаточной степени английский язык.

И тем не менее, изучать MS Small Basic, даже если ваш уровень английского нулевой — стоит. В частности, потому, что все современные профессиональные языки программирования традиционно англоязычные, и изучение MS Small Basic обеспечит вам удобный переход к профессиональному программированию. Скажем сразу, что если вы захотите изучать программирование и дальше, после завершения изучения Small Basic, если захотите изучать программирование серьёзно, то вам следует обратить пристальное внимание на два идеально подходящих для этого уже профессиональных языка программирования: С и С++. Да-да, ни на модный сейчас Python, ни на Java или Java Script, а именно на С и его прямого потомка С++. Эти языки программирования лежали в основе, и до сих пор остаются актуальными мощными и универсальными. Изучив эти языки, вы потом легко и быстро разберётесь и с php, и с Java, и с Java Script, и с массой других современных языков, по сути, являющихся потомками и преемниками С и С++.

Регистрозависимость

С точки зрения написания команд язык MS Small Basic является регистронезависимым языком: все имена переменных, объекты и ключевые слова могут писаться как в верхнем, так и в нижнем регистре (прописными и строчными буквами). Таким образом, следующие записи имен идентичны:

TextWindow    TEXTWINDOW    textwindow    TeXtWiNdOw

и обозначают одно и то же имя класса TextWindow. То же самое касается любых имен и ключевых слов MS Small Basic: если в тексте программы встретятся переменные с именами Var, VAR и var они будут восприняты как одна и та же переменная.

Исключение составляет онлайн среда программирования Small Basic, в которой присутствует явная регистрозависимость, что, вероятно, обусловлено платформой MS Azure, на которой она реализована.

Среда программирования

Начнем мы с введения в среду разработки Small Basic. Запустив файл SmallBasic.exe, вы увидите окно, которое выглядит следующим образом:

Среда разработки Small Basic

Так выглядит среда MS Small Basic, где мы будем писать, и запускать наши программы на языке Small Basic. Окно разделено на три основных области.

В окне текстового редактора (1), вы будете писать программный код на языке Small Basic. Если вы откроете любую сохраненную программу, то её текст отобразится в этом окне. В нем вы можете изменять текст программы в соответствии с вашим замыслом.

Вы также можете открыть сразу несколько программ и работать более чем с одной программой одновременно. Каждая программа, с которой вы работаете, будет отображаться в отдельном окне редактора. Окно с текстом программы, над которой вы работаете в данный момент, называется активным окном.

Панель инструментов (2) используется для выполнения средой программирования действий с программой в активном окне редактора. С разнообразием инструментов мы познакомимся в процессе изучения Small Basic.

Информационная область (3) — это окно, где выводится справочная информация по элементам языка Small Basic. В ней можно всегда увидеть необходимые подсказки для правильного ввода кода в окне редактора.

Координаты экрана

Координаты задают расположение чего-либо на экране или в окне. Любое окно или экран можно представить в виде таблицы из строк и столбцов, в которой расположены пиксели (графические точки) или символы (буквы, цифры и т.п.). Традиционно в программах используется система координат следующего вида:

Координаты окна или экрана

Начало координат (точка с координатами 0;0 ) находится в верхнем левом углу экрана или окна. Ось Х обозначает расстояние по горизонтали, а ось Y — по вертикали, причём отсчёт по оси X идет от левого края направо, а по оси Y — от верхнего края вниз. Например, если вы хотите найти пиксел с координатами (314, 13), то вы должны переместиться от левого края на 314 точек вправо и от верхнего края на 13 точек вниз.

Когда вы программа выводит какой-либо объект на экран, то делает это, начиная с определенного пикселя — с точки привязки. В Small Basic в большинстве случаев в качестве точки привязки используется левый верхний угол объекта. То есть, если вы хотите вывести текст в определенном месте окна, то верхняя левая точка текста будет совмещена с пикселем, имеющим нужные координаты. Аналогично — с любой другой фигурой, если её точка привязки — верхний левый угол. Однако, например, у окружностей и эллипсов в качестве точки привязки традиционно выбирается центр.


Поделиться: